I am

vazart


Блог Владимира Азарта

Каждый день творения


Previous Entry Share Next Entry
2 октября. В день памяти Василия Шукшина
I am
vazart


"...У песен счастливее судьба, чем у людей.
Хороший человек, достойный человек — он очень много волнуется, нервничает, беспокоится за своих близких и помирает раньше, чем плохой. Так уж случилось — всегда "смерть самых лучших намечает и дергает по одному, — еще один ушел во тьму, непоздоровилось ему, не буйствует и не скучает..." — это маленький кусочек из моего стихотворения, посвященного Васе Шукшину, — в день его смерти я написал. Это правда, так — самых лучших намечает и выдергивает... Может быть, поэтому мы и замечаем такие потери всегда. А вот плохой человек — он дольше живет, потому что он мало тратится. А с песней — наоборот: песня, если она того стоит, может жить долго..
.
"
Владимир Высоцкий, Лыткарино Московской области, ДК "Мир", 03.07.1980 года.

Ещё — ни холодов, ни льдин,
Земля тепла, красна калина,
А в землю лёг ещё один
На Новодевичьем мужчина.

Должно быть, он примет не знал,
Народец праздный суесловит,
Смерть тех из нас всех прежде ловит,
Кто понарошку умирал.

Коль так, Макарыч, — не спеши,
Спусти колки, ослабь зажимы,
Пересними, перепиши,
Переиграй — останься живым.

Но, в слёзы мужиков вгоняя,
Он пулю в животе понёс,
Припал к земле, как верный пёс...
А рядом куст калины рос —
Калина красная такая.

Смерть самых лучших намечает —
И дёргает по одному.
Такой наш брат ушёл во тьму!
Не буйствует и не скучает.

А был бы "Разин" в этот год...
Натура где? Онега? Нарочь?
Всё — печки-лавочки, Макарыч, —
Такой твой парень не живёт!

Ты белые стволы берёз
Ласкал в киношной гулкой рани,
Но успокоился всерьёз,
Решительней чем на экране.

Вот после временной заминки
Рок процедил через губу:
"Снять со скуластого табу —
За то что он видал в гробу
Все панихиды и поминки.

Того, с большой душою в теле
И с тяжким грузом на горбу,
Чтоб не испытывал судьбу,
Взять утром тёпленьким в постели!"

И после непременной бани,
Чист перед Богом и тверёз,
Взял да и умер он всерьёз —
Решительней, чем на экране.

Гроб в грунт разрытый опуская
Средь новодевичьих берёз,
Мы выли, друга отпуская
В загул без времени и края...
А рядом куст сирени рос —
Сирень осенняя, нагая...


1974, Владимир Высоцкий", "Памяти Василия Шукшина",
Источник: http://vysotskiy.lit-info.ru/vysotskiy/stihi/591.htm


До крайнего порога
вели его,
‎спеша,
Алтайская порода
и добрая душа…

Пожалуйста, ответьте,
прервав
‎хвалебный вой:
вы что,
узнав о смерти,
прочли его
‎впервой?!

Пожалуйста, скажите,
уняв
‎взыгравший пыл,
неужто он
при жизни
хоть в чем-то хуже
‎был?!

Поминные застолья,
заупокойный звон…
Талантливее —
‎что ли —
стал
‎в чёрной рамке
‎он?!

Убийственно жестоки,
намеренно горьки
посмертные
восторги,
надгробные
дружки.
Столбы словесной пыли
и фимиамный дым…

А где ж вы раньше
‎были,
когда он был
живым?


<1974-1977>, Роберт Рождественский, «Памяти Василия Шукшина».


Хоронила Москва Шукшина,
хоронила художника, то есть
хоронила Москва мужика
и активную совесть.
Он лежал под цветами на треть,
недоступный отныне.
Он свою удивленную смерть
предсказал всенародно в картине.
В каждом городе он лежал
на отвесных российских простынках.
Называлось не кинозал —
просто каждый пришел и простился.
Называется не экран,
если замертво падают наземь.
Если б Разина он сыграл —
это был бы сегодняшний Разин.
Он сегодняшним дням — как двойник.
Когда зябко курил он чинарик,
так же зябла, подняв воротник,
вся страна в поездах и на нарах.
Он хозяйственно понимал
край как дом — где березы и хвойники.
Занавесить бы черным Байкал,
словно зеркало в доме покойника.

1975, «Смерть Шукшина», Андрей Вознесенский.


Примечание: в устных выступлениях Вознесенский читал еще одну строфу:

«Хоронила Москва Шукшина.
В красных пятнах кинокартины.
Для Марины была бузина,
для него обернулась калиной».



?

Log in

No account? Create an account