Vladimir Azart Владимир Азарт (vazart) wrote,
Vladimir Azart Владимир Азарт
vazart

7 апреля. Весенние думы

из века в век.

У первого автора в те дни было много забот. Он, как и мы сейчас, ждал пятницы, чтобы отдохнуть с друзьями на природе. Об этом и уведомлял их стихами

Посылаю поклон Веньямину.
На письмо твое должен сказать:
Не за картами гну теперь спину,
Как изволите вы полагать.
Отказавшись от милой цензуры,
Погубил я досуги свои,-
Сам читаю теперь корректуры
И мараю чужие статьи!
Побежал бы, как школьник из класса,
Я к тебе, позабывши журнал,
Но не знаю свободного часа
С той поры, как свободу узнал!..

Пусть цензуру мы сильно ругали,
Но при ней мы спокойно так спали,
На охоте бывать успевали
И немало в картишки играли!..
А теперь не такая пора:
Одолела пииту забота,
Позабыл я, что значит игра,
Позабыл я, что значит охота!-
Потому что Валуев сердит;
Потому что закон о печати
Запрещеньем журналу грозит,
Если слово обронишь некстати!

Впрочем, в пятницу буду я рад
До Любани с тобой прокатиться:
Глухари уж поют, говорят,
Да и вальдшнепу поволочиться,
Полагаю, приходит черед...
Сговоримся,- и завтра в поход!

Так и чудится: вальдшнеп уж тянет,
Величаво крылом шевеля,
А известно - как вальдшнеп потянет,
Так потянет и нас в лес, в поля!..


7 апреля 1866, Николай Некрасов, "
В.И. Асташеву"

Лирического героя первого поэта, представляющего век двадцатый, будоражили весенние страсти.

Я рад всему: что город вымок,
Что крыши, пыльные вчера,
Сегодня, ясным шелком лоснясь,
Свергают струи серебра.

Я рад, что страсть моя иссякла.
Смотрю с улыбкой из окна,
Как быстро ты проходишь мимо
По скользкой улице, одна.

Я рад, что дождь пошел сильнее
И что, в чужой подъезд зайдя,
Ты опрокинешь зонтик мокрый
И отряхнешься от дождя.

Я рад, что ты меня забыла,
Что, выйдя из того крыльца,
Ты на окно мое не взглянешь,
Не вскинешь на меня лица.

Я рад, что ты проходишь мимо,
Что ты мне все-таки видна,
Что так прекрасно и невинно
Проходит страстная весна.


7 апреля 1908, Владислав Ходасевич, "Дождь".

Другой поэт того же века переживал арест дружившего с ним флейтиста, пряча печальные думы в инкрустированные рифмой потаенные смыслы.

Флейты греческой тэта и йота -
Словно ей не хватало молвы -
Неизваянная, без отчета,
Зрела, маялась, шла через рвы.

И ее невозможно покинуть,
Стиснув зубы, ее не унять,
И в слова языком не продвинуть,
И губами ее не размять.

А флейтист не узнает покоя:
Ему кажется, что он один,
Что когда-то он море родное
Из сиреневых вылепил глин...

Звонким шопотом честолюбивым,
Вспоминающих топотом губ
Он торопится быть бережливым,
Емлет звуки - опрятен и скуп.

Вслед за ним мы его не повторим,
Комья глины в ладонях моря,
И когда я наполнился морем -
Мором стала мне мера моя...

И свои-то мне губы не любы -
И убийство на том же корню -
И невольно на убыль, на убыль
Равноденствие флейты клоню.

7 апреля 1937 года, Воронеж, Осип Мандельштам

Перенесемся теперь в век текущий. Начнем знакомство с думы о луче.


Бережными движениями слепца
луч опознал по очереди и выбрал
ту половину шкафа, стены, лица,
ту половину. Не подавая виду,

что пополам разделен, ты спишь, а он
молча уткнулся в щеку тебе горячим
горлом, уперся в самую из сторон
самую, вжался, кажется, что заплачет.

Или исчезнет. Или, предубежден,
кожных покровов ризу пройдет сквозисто,
света достигнет, не говоря «идем»,
выйдет тебя, из, выведет, приступ, пристав.

Так, на конце луча, врасхорош, врасплох
взят, ты проснешься, помня, и луч, и счастье,
и безъязыкость и почему не смог
смог почему дозваться и докричаться.


7 апреля 2011,
Н.Неизвестная (Надежда Делаланд – Поэт года 2014).

Продолжим наше раздумье тремя взглядами на ход времени.

У меня стишков – мешок,
Есть средь прочих там стишок
Без особенных затей,
Предназначен для детей.
Он давно написан был.
Я почти о нем забыл,
Но, не знаю почему,
Обратился вновь к нему:
«На столе часы стоят,
Но на первый только взгляд.
На второй – они идут,
Отражая ход минут.
Отражая ход минут,
По столу часы идут,
Вот до краешка дойдут
И оттуда упадут.
На пол часики упали
И лежат – на третий взгляд,
А на первый, как вначале
Было сказано, стоят.
Это что это такое?
И на что это похоже?
Ведь лежать не можно стоя
И стоять не можно лежа.
Можно ж нервный тик
Заработать так.
Тик
Так».


Игорь Иртеньев, «Тик-Так», 7 апреля 2012, Газета.Ру


И в завершение темы - размышления о внутреннем содержании.

Я вправе делать то, что я хочу, -
Неправда, что я с Господом шучу –
Прекрасное вне мира беспредметно,
Держу над одиночеством свечу,
Все сапоги о странствия стопчу,
И поднимусь, пока притихла Этна,

В объятия эоловых стихий –
Судьба слепа, её прообраз – Вий,
На чаше – пепел, или чьё-то око,
Но чаще – исполнение жела..
Вне правила инь-ян, добра и зла,
Вне лимба, лимфы или кровотока.

Но человек и дерево – внутри, -
Любого цвета пламенем гори, -
Дыхание земли неугасимо,
Оно возносит влагу к небесам,
И прикипает к травам и лесам, -
Но что мне остаётся, кроме дыма? –

Комедия? – Молитва? – Трагифарс? –
Венерою преображённый Марс? –
Не бог войны, но сеятель и пахарь –
Молчанье и привычка созерцать,
Пока воде под звёздами мерцать,
И не алхимик видится, но знахарь –

За философским камнем – пустота,
И, начиная с чистого листа,
Всё сводишь к виду кисточки и туши,
На форме останавливая взгляд,
Внутри себя бормочешь всё подряд,
Как Лету покидающие души…


7 апреля 2014, Илья Будницкий,
budnitsky



Tags: 19 век, 20 век, 2011, 2012, 2014, 21 век, 7, 7 апреля, Владислав Ходасевич, Игорь Иртеньев, Илья Будницкий, Надежда Делаланд, Николай Некрасов, Осип Мандельштам, Поэт года, апрель, классика, стихи, стихи нашего времени
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments