Vladimir Azart Владимир Азарт (vazart) wrote,
Vladimir Azart Владимир Азарт
vazart

Моя родная Управа

Вот нашел сегодня отличный репортаж Алексея Авдейчева о месте, где я родился и вырос до 17 лет.
Оригинал взят у hitmanah в Интересная округа: Управленческий

Еще в 19-ом веке на месте современного поселка Управленческого произростали густые леса, в которых водились лоси, волки, барсуки и даже медведи. В начале 20-го века в Коптевом овраге возникло небольшое поселение. Здесь проживала семья бакенщика, семьи рыбаков, рабочие гипсовых заводиков и каменоломен. Сезонно здесь жили бригады углежогов - они выжигали древесный уголь и отправляли его в Самару. Использовался этот уголь для растопки самоваров, в металлургической промышленности, а также при производстве водки для лучшей ее очистки от примесей. Поленья горели здесь днем и ночью, они дымили, и вокруг постоянно пахло копотью. Эти дымящие кучи древесины и дали название оврагу.
15 июня 1916 года Николай II утвердил Постановление, и было дано распоряжение приступить к постройке в Коптевом овраге 5-го Порохового завода. Завод имел свою каменоломню, лесные угодья, лесопилку, обжиговую известковую печь и кирпичный завод. Были построены пристань, складские помещения, дороги. На строительстве завода работало несколько сотен человек, по мере возведения жилых домов количество прибывающих сюда людей увеличивалось. Именно 1916 год считается годом основания поселка, который позже назовут Управленческим. В сентябре мы с Мариной провели велоэкскурсию по поселку и окрестностям, в ходе которой показали наиболее важные с исторической точки зрения места и рассказали о них.

1. Коптев овраг.


2. Здесь располагался пороховой завод. Если пройти вдоль берега в сторону пещеры Братьев Греве, можно встретить уцелевший фундамент одного из бараков, в котором жили рабочие завода.


3. Подпорная стена винтовой дороги, начинающейся в Коптевом овраге и заканчивающейся современной улицей Сергея Лазо.


4. По этой дороге возили грузы с пристани несколько грузовых автомобилей, принадлежавших Пороховому заводу, а также транспорт на конной тяге.


5. Винтовая дорога построена в 1917 году. Именно этот год выбит на памятной плите, располагающейся в средней части верхней подпорной стены.


6. В 1917 году было построено около 20 флигелей для проживания 100 инженеров и техников строительства. Часть коттеджей была построена из деревянного бруса, а часть из кирпича собственного кирпичного завода. Общая площадь дома на 3 или 4 однокомнатные квартиры составляла порядка 100 кв. м, кроме того, были веранда, кладовые, земельный участок и капитальные сараи. На сегодняшний день сохранился лишь один кирпичный флигель, переоборудованный под местный мотоклуб.


7. В 1933-1935 годах на вершине Сокольих гор у Коптева оврага был построен санаторий «Красная Глинка». Здание построили на этом месте неспроста. По легенде, в 1927 году по Волге проплывал пароход, пассажиром которого был тогдашний председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин. Ему приглянулось место, и он заметил, что здесь можно построить дом отдыха для персонала ЦК. Здание санатория было внушительно по размерам: 8 этажей, 6 корпусов, примыкающих друг к другу. Над самой высокой частью строения находилась площадка, с которой открывался великолепный вид на реку и окрестности. Здание построено в стиле ампир, получившем впоследствии название сталинского. На территории здравницы работали фонтаны, вдоль дорожек стояли скамейки. В здании работали кинозал, библиотека, бильярдная, комната для игры в шашки и шахматы, был хороший буфет.


8. Корпус здравницы закрылся в октябре 1982 года по причине начавшего проседать грунта. Постепенно здание ветшало, пережило несколько пожаров, в конце концов было снесено. На сегодняшний день земля куплена, все корпуса снесены, а этот кусок стены - всё, что осталось от санатория.


9. Так выглядит место, где располагался санаторий. По ссылке можно посмотреть мой пост 2013 года, на котором я сравнивал здравницу в советские годы и в заброшенном состоянии. А так данное место выглядело этой зимой.

10. Здание котельной здравницы. Можно сказать, что это единственная уцелевшая постройка комплекса.


11. В соответствии с планами второй пятилетки (1933-1937 годы) Средневолжский край должен был превратиться в крупный промышленный узел с высокой концентрацией производства. Для обеспечения электроэнергией строящихся предприятий планировалось построить в Самаре ТЭЦ мощностью 100 тыс. кВт и приступить к строительству Куйбышевского гидроузла, который по проекту должен был состоять из двух станций - Жигулевской (Волжской) и Переволокской.
Постройка Волжской ГЭС планировалась в Красноглинском створе выше г. Куйбышева и ниже впадения реки Сока, а плотина должна была пролегать через остров Зелененький. Здесь самое узкое место в Жигулях. Но в результате расположение гидроузла перенесли в верхнюю часть Самарской Луки. Решающей причиной было то, что по правому берегу Волги от Красной Глинки до Ставрополя были обнаружены месторождения нефти, эксплуатация которых к тому времени уже была начата.
Кстати, если приглядеться, на острове можно увидеть следы искуственно сооруженного эксперементального котлована для проведения работ по оценке просачиваемости грунтов. После приостановки работ котлован заполнился водой, и его стали называть «Квадратным озером» за его форму. Сейчас уровень воды в Волге поднялся, на Зелененьком образовался залив, который называют «Аппендиксом», но все же с высоты Вертолетной площадки очертания Квадратного озера еще читаются.


12. Современное название поселка Управленческого связано с тем, что здесь планировалось расположение штата управления строительством гидроузла. Построенное с этой целью здание в 1938 году было переоборудовано в общеобразовательную школу № 27, которая располагается в нем до сей поры.
Со школой также связана пара интересных историй. В 1943 году было принято решение о раздельном образовании для мальчиков и девочек. Школа № 27 стала женской, а школа № 30 - мужской. Они находились на разных этажах здания. В 1949 году произошло объединение двух школ в одну.
Еще одна интересная история связана с возникновением спортивного зала школы. Так как здание строилось изначально не под школу, спортзала здесь не подразумевалось, он был достроен в 1958-1959 годах, благодаря инициативе ее тогдашнего директора Бориса Львовича Быстрова. Руководство завода и администрация района инициативу поддержали, выделили деньги на стройматериалы, но опытных строителей в достаточном количестве выделить не смогли. Тогда Борис Львович обратился к школьникам 8-9-х классов с просьбой о помощи. Ребята с радостью согласились поучаствовать в строительстве. Были организованы курсы каменщиков, после чего за лето был выстроен спортзал.
Сегодня здание школы отреставрировано и выглядит прекрасно, но если интересно посмотреть, как оно выглядело изначально, сравнительные фотографии можно посмотреть в моей статье «Потерянный Управленческий».


13. Центральная улица современного Управленческого - Сергея Лазо. С 1939 до 50-х годов называлась улицей Главной.


14. На улице Сергея Лазо расположена проходная Самарского научно-технического комплекса имени Н.Д. Кузнецова. Комплекс ведет свою историю с 1946 года и является одним из крупнейших предприятий в России по разработке и созданию опытных образцов авиационных и промышленных двигателей.


15. В начале мая 1949 года ответственным руководителем и главным конструктором предприятия был назначен Н. Д. Кузнецов, который позже стал генеральным конструктором, и руководил им до 1994 года. Под руководством Кузнецова предприятие стало одной из ведущих авиадвигательных фирм России.
Большинство разработок отмечено характеристиками «впервые в мире» или «впервые в СССР»:
- первый в СССР и самый мощный в мире турбовинтовой двигатель;
- первый в СССР и самый мощный в мире двухконтурный двигатель с форсажной камерой сгорания для сверхзвуковых самолетов;
- первый в мире серийный ЖРД большой мощности, созданный по замкнутой схеме;
- первый в СССР трехвальный двухконтурный двигатель;
- первые в мире двигатели, использующие в качестве топлива жидкий водород и сжиженный природный газ и др.


16. Проехались до дома, в котором жил Николай Дмитриевич Кузнецов, по пути снял интересные арт-объекты на ул. Парижской Коммуны.


17. Бременские музыканты.


18. Девочка с голубем явно родом из СССР.


19.


20. А вот и дом на улице Симферопольской, в котором жил Кузнецов. Местные зовут его «Генеральским домом», неспроста, ведь Н.Д. Кузнецов был генералом-лейтенантом по званию и генеральным конструктором по должности. Несмотря на столь высокие звания и должность, на работу Николай Дмитриевич ходил пешком, был простым в общении, жители Управленческого его очень любили. Благодаря Кузнецову в посёлке был открыт второй в Куйбышевской области широкоэкранный кинотеатр (1962), построен Дом культуры «Чайка», создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк «Юность». При содействии Кузнецова был открыт филиал Кубышевского авиационного института и основан Самарский научный центр РАН (1989).


21. Бюст Николаю Кузнецову в одноименном сквере.


22. Парк «Юность», в 2010-ом году ставший сквером им. Н.Д. Кузнецова. Раньше сквер с таким именем прилегал к парку, почему остальной парк вдруг стал сквером, мне не понятно. Внушительный же получился сквер - почти на 10 гектаров.


23. Все, что осталось от деревянной резной композиции «33 богатыря и дядька Черномор».


24. Главная аллея.


25.


26. В сквере расположен ресторан «Сказка», который не так давно установил на прилегающей территории интересные скульптуры узнаваемых сказочных персонажей.


27.


28.


29.


30. Дом культуры «Чайка».


31. Стадион «Чайка».


32. Двухсотлетний дуб.


33. Завершим виртуальную прогулку в Березовой роще. Эти березы высажены на месте находившегося здесь кирпичного завода. Раньше в роще располагался летний лагерь Первого Командного пехотного училища. После их тренировок в лесу остались полузасыпанные окопы и стрелковые ячейки. Сейчас это место отдыха местных жителей и и не только.


Вообще мне современный Управленческий нравится. К плюсам поселка можно отнести близость леса и Волги, отсутствие большого количества транспорта. Как следствие - чистый воздух. Отличные виды с вертолетной площкадки на Волгу, острова и Жигулевские ворота. Нет проблем с тем, чтобы добраться в город и вернуться обратно - маршрутов автобусов много и ходят они часов до 8-9 вечера. Из минусов - грязновато, много объектов нуждается в реставрации. Ну и пятница, суббота - это дни, когда несмолкает гул от сигналящих что есть мочи свадебных кортежей, мчащихся на вертолетную площадку. Таким я увидел Управленческий в этот раз.
Присоединяйтесь к вело- фото- пешим экскурсиям по интересным местам Самары и Самарской области. В этом году начали народ водить и нам понравилось, к следующему году обязательно придумаю новые маршруты. Чтобы быть в курсе, добавляйтесь в друзья в социальных сетях (ЖЖ, Вконтакте, Facebook) и вступайте в группу Вконтакте.
Tags: 1, 1 октября, 2015, Алексей Авдейчев, Самара, Управа, мои любимые города, октябрь, фото истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments