?

Log in

No account? Create an account
I am

vazart


Блог Владимира Азарта

Каждый день творения


Previous Entry Share Next Entry
3 февраля. Неявная вина
Сокол
vazart
Можно сказать, это продолжение темы из предыдущего поста "Отчего урожай?". Тут к чану, еще гвозди добавятся.

Покаяньям публичным не верится.
Лучше бы промолчать, утаить.
Как заветную веточку вереска,
Как во тьме ариаднину нить.

Нынче нужно с собою по строгости
Говорить, а не так, как тогда —
Помнишь? – при отупении совести.
Ой, какая случилась беда!

Горе скоро свое не размыкаю,
Но отвечу, уйдя в тишину,
За свою, за твою, за великую,
За неявную нашу вину.


3 февраля 1989, Давид Самойлов.



Из дневников Давида Самойлова (взято на портале prozhito.org) .
1937 (поэту еще не 17, он учится в школе):
29 января.Рухнуло все, что я так тщательно и честно строил. Я разорвал свое заявление в комсомол. Или я слишком мелок, чтобы понимать, или все ужасно паршиво. Юрка говорит, что я не гожусь в комсомол, но кто же тогда годится? Люська?
Во-первых – процесс. Бездна подлости. Но кому верить, если все те, кто делал революцию, – предатели, изменники, шпионы. Неужели людьми движет только тупая жажда власти, неужели ей в жертву отдается и идея, и гуманность, и честность? И потом дочь Лившица. Она учится у нас в школе. Комсомолка. Я видел ее отчужденной и одинокой. Ее отец – изменник, и она голосовала за его смерть. Я усомнился – правда ли все. Но это была минутная жалость. Потом ее исключили из комсомола. Лилька была против. Сегодня и она была исключена. Так где же правда? Где прекрасные фразы о демократизме, когда человека исключают за то, что он не согласен со всеми? Романтизм. Хорошо, но что хорошего в реализме? Голая, неприглядная <нрзб>.
И не знаю, то, что вокруг, – мое или нет?
Комсомол, в который верил, которому хотел отдаться, попасть в который считал честью…
За что Лильку исключили? Я понимаю, она ошибалась, здесь нужно проще... но ведь тут сводились и личные счеты. Что это — система или извращение?
Нужно думать. Позвоню Герману, может быть, он поможет.


3 февраля .(Приписано сверху: «Как все это глупо и по-детски. Лукьянов — подлец и оттого сделал это».)
Все оказалось просто. Узнал секретарь МК ВЛКСМ Лукьянов и велел Лившиц принять обратно. На ребят произвело хорошее впечатление. Значит, система справедлива, значит, это только частность, с которой можно бороться. Впрочем, до этого я дошел раньше, чем узнал о постановлении. Значит, все хорошо. Хо-ро-шо. Комсомол мой, но теперь я недостоин его. Я слишком мелок. Мы еще не настоящие. Слишком много в нас расплывчатого, интеллигентски-нервического, истеричного. Но я хочу быть твердым. Я себя делаю по кусочкам. Теперь я чист, потом буду тверд. Мне с детства твердили, что у меня нет воли. Глупая вещь! Я хочу, чтобы у меня была воля.
А пока — пусто. Оторвался от Пастернака — сейчас он вреден мне. А оторваться трудно. Все-таки он моя сокровенная сущность. Теперь на столе мужественный Тихонов.
Это — поэт. Глубокий и замечательный поэт. Кто-то из знакомых ребят перефразировал строки Багрицкого:


А в походной сумке
Спички и табак.
Тихонов,
Багрицкий.
Пастернак.


Да, они должны быть в походной сумке нашего нового поколения. первых рядов наших юношей.
Вот декларация поэта:


Праздничный, веселый, бесноватый,
С марсианской жаждою творить,
Вижу я, что небо небогато,
Но про землю стоит говорить.


Разве это не наш девиз?!
Тихонов – поэт глубоких потенций. Непосредственная, кряжистая сила мамонта. Сейчас я не продумал его до конца, но что-то распирает грудь, когда учишься
«словам прекрасным, горьким и жестоким»
. Праздничная веселость бесноватого дикаря с «марсианской жаждою творить».

И в каждой капле спал потоп,
Сквозь малый камень прорастали горы,
И в прутике, раздавленном ногой,
Шумели чернорукие леса.


И вот сущность его поэзии:

Жизнь учила веслом и винтовкой,
Крепким ветром по плечам моим.
Узловатой хлестала веревкой,
Чтобы стал я спокойным и ловким.
Как железные гвозди — простым.


Твердый цветущий мир возникает из равновесья диких сил. Синтез разрушения и возникновения. Орда, громящая и строящая.
Поэт не знает, куда он идет, но — пускай! Он уверен в себе. Гюго сказал: «Если ты идешь для того, чтобы идти, — это хорошо».


Мы не знаем, кто наш вожатый
И куда фургоны спешат.
Но, как птица из рук разжатых,

Ветер режет крылом душа.


Мы идем для того, чтобы идти, но мы придем к цели!
А затем простые и мужественные стихи о простом мужестве простых людей. «Брага».
«Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях», может быть, лучшие баллады, написанные за последние 20 лет. Здесь героизм, здесь тонкая лирика и здесь мужество:


Гвозди бы делать из этих людей.
Крепче бы не было в мире гвоздей!


Лирика Тихонова, как мне кажется, чем-то очень похожа на тютчевскую. Но если тот ищет в мире хаоса, то второй ищет в хаосе равновесия.

Примечание (мое): - вот ведь как молодой поэт-критик-философ Тютчева определил! А из Тихонова я только "гвозди" и помню. Да, с гвоздями проще - забивай по самую шляпку!