Vladimir Azart Владимир Азарт (vazart) wrote,
Vladimir Azart Владимир Азарт
vazart

28 июля. Картина дня

Оригинал взят у vazart в 28 июля. Картина дня


Судьба мне подбросит кедровых орехов
и даст мне еще миндаля:
живи, мол, смотри, как в небесных прорехах
вскипает и вянет заря.

Смотри, как за ним – за оконным проемом
чужое пространство растет
и парус мужает, и пахнет озоном,
и город запретный живет

и шпилями низкое небо щекочет,
и птицы большие летят…
Живи, мол, не плачься в жилетку, а хочешь
желанные сны посетят

тебя, дурака, - ты пройдешься по этим
по улицам в празднике сплошь
бродягой, пройдохой, паяцем, поэтом
и в море тугое войдешь…

Ну, что мне сказать этой бдительной тетке
с цветком незабудки в руке,
смотря из окна на далекие лодки?
Спасибо, родная, тебе

за мутное счастье, песочное горе
(за их драгоценный замес!)
в сосуде с водою предчувствовать море,
в скорлупке – невиданный лес.


28 июля 2008 года,
Сергей Пагын, « По картине Питер Брейгеля Старшего ”Две обезьянки”».


Ниже привожу искусствоедческую трактовку картины:

На переднем плане изображены две обезьяны, сидящие на цепи в проёме низкого сводчатого окна. Обезьяна это символ греха, низменных инстинктов, влечений: неверия, бесстыдства, похоти, непристойности, тщеславия, легкомыслия. О грехе легкомыслия и суетности говорит и символика скорлупы ореха, рассыпанной возле обезьян. Пустая ореховая скорлупа символ ничтожного, "пустого" человека. Некоторые искусствоведы связывают изображение ореховой скорлупы на этой картине с нидерландской пословицей "из-за ореха попасть под суд", то есть быть наказанным за пустяки, по легкомыслию.
Брейгель изобразил двух обезьян, а число два, поскольку оно следует за единицей (символом первоначала, создателя), символизирует грех, отклонение от первоначального блага.
Посадить обезьяну на цепь означает преодолеть грех, справиться с низменными страстями. Этот символ использовался даже в геральдическом искусстве: обезьяна на цепи была знаком, что рыцарю необходимо победить волнения страстей, чтобы освободить свой разум.
За окном мы видим поэтичный символический пейзаж. На языке символов он рассказывает нам, чего достигает человеческая душа, освободившись от греха, то есть "посадив обезьян на цепь". Корабль символизирует церковь, которая защищает от искушений, помогает человеку безопасно плыть по житейскому морю страстей и достичь спасения. Птицы, парящие в вышине, — символ спасённых душ, олицетворение духовных стремлений, высоты духа. И, наконец, город центр духовной жизни, символ достигнутого душевного порядка, духовной зрелости.
Пройти в этот идеальный духовный мир можно лишь "тесными вратами", обуздав низменные страсти. Недаром низкий, узкий оконный проём на картине по форме напоминает открытые ворота.
Таким образом, картина Брейгеля выражает христианское учение о спасении души путём преодоления греховных страстей.
Tags: 2008, 21 век, 28, 28 июля, Питер Брейгель Старший, Сергей Пагын, июль, стихи и картина, стихи нашего времени
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments