Vladimir Azart Владимир Азарт (vazart) wrote,
Vladimir Azart Владимир Азарт
vazart

Categories:

24 декабря. О противоречиях

Канва творений 24 декабря соткана из противоречивых событий.

Из жизни музыкантов.
В 1871 году в этот день в Каире состоялась громкая PR-акция по случаю открытия Суэцкого канала - премьера оперы Джузеппе Верди «Аида. Спецзаказ на оперу знаменитому композитору сделал тогдашний вице-султан Египта Исмаил-Паша. 24 декабря 1920 в Метрополитен-Опера в опере Галеви "Дочь кардинала" состоялось последнее выступление великого тенора Энрико Карузо.

Из жизни литераторов.
В России, во «Казани-городе» 12 декабря 1887 (по нашему стилю - 24-го) в восемь часов вечера на Федоровском бугре берега реки Казанки случилось происшествие: попытку самоубийства совершил некий Алексей Пешков. Спустя два дня казанская газета "Волжский вестник" в своем комментарии писала: "Причина покушения Алексея Пешкова не известна", но среди слухов, бродивших по городу, основным мотивом к покушению называлась неудачная любовь 19-летнего молодого человека к Марии Деренковой, которая была на два года его старше. Жизнь юноши пошла дальше, он стал Максимом Горьким, через пять лет после случая в Казани в печати появился его первый рассказ, а по истечении земной жизни хоронили Алексея Максимовича на Красной Площади как выдающегося государственного деятеля и писателя, урна с его кремированным прахом была размещена в Кремлевской стена. Перед кремацией мозг М. Горького был извлечён и доставлен в Московский Институт мозга для дальнейшего изучения.
В предрождественский день 1914 года Агата Мэй Кларисса Миллер вышла замуж за военного летчика Арчибальда Кристи. Медовый месяц молодых проходил в постоянной разлуке: муж участвовал в воздушных боях 1-ой мировой, а жена служила медсестрой в госпитале. Именно тогда к Агате Кристи впервые пришла идея детективной истории.

Валерий Брюсов все свои противоречия собрал в одно стихотворение:


Мой дух не изнемог во мгле противоречий,
Не обессилел ум в сцепленьях роковых.
Я все мечты люблю, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих.

Я возносил мольбы Астарте и Гекате,
Как жрец, стотельчих жертв сам проливал я кровь,
И после подходил к подножиям распятий
И славил сильную, как смерть, любовь.

Я посещал сады Ликеев, Академий,
На воске отмечал реченья мудрецов;
Как верный ученик, я был ласкаем всеми,
Но сам любил лишь сочетанья слов.

На острове Мечты, где статуи, где песни,
Я исследил пути в огнях и без огней,
То поклонялся тем, что ярче, что телесней,
То трепетал в предчувствии теней.

И странно полюбил я мглу противоречий,
И жадно стал искать сплетений роковых.
Мне сладки все мечты, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих...


24 декабря 1899, Валерий Брюсов, "Я".


24 декабря 1919 года Владимир Набоков заканчивает свой цикл восьмистиший "Капли красок" строчками о противоречивой судьбе величия.


Дом новый, глухо-знойный день
и пальма, точно жестяная...
Вот он идет, глядит на тень
свою смешную, вспоминая

тень пестрых шелковых знамен
у сфинкса тусклого на лапе...
Остановился; жалок он
в широкополой этой шляпе...


24 декабря 1919, Владимир Набоков,
«Наполеон в изгнании», последнее из цикла «Капли красок».


В 24-день день декабря 1966 года Давид Самойлов пишет стихотворение о польском поэте, чья судьба соткана из противоречий.

Ильдефонс-Константы Галчинский дирижирует соловьями:
Пиано, пианиссимо, форте, аллегро, престо!
Время действия — ночь. Она же и место.
Сосны вплывают в небо романтическими кораблями.

Ильдефонс играет на скрипке, потом на гитаре,
И вновь на скрипке играет Ильдефонс-Константы Галчинский.
Ночь соловьиную трель прокатывает в гортани.
В честь прекрасной Натальи соловьи поют по-грузински.

Начинается бог знает что: хиромантия, волхвованье!
Зачарованы люди, кони, звезды. Даже редактор,
Хлюпая носом, платок нашаривает в кармане,
Потому что еще никогда не встречался с подобным фактом.

Константы их утешает: «Ну что распустили нюни!
Ничего не случилось. И вообще ничего не случится!
Просто бушуют в кустах соловьи в начале июня.
Послушайте, как поют! Послушайте: ах, как чисто!»

Ильдефонс забирает гитару, обнимает Наталью,
И уходит сквозь сиреневый куст, и про себя судачит:
«Это все соловьи. Вишь, какие канальи!
Плачут, черт побери. Хотят — не хотят, а плачут!..»


24 декабря 1966, Давид Самойлов.


Завершу пост стихотворением о главном противоречии жизни.

После жизни прошу меня не сжигать —
Пусть насытится червь, насладится малинник.
После жизни не стану я вспоминать
Ни сиротских лет, ни душевных клиник.

После жизни сама с собой помирюсь
И увижу всю музыку в ре-мажоре, —
И тебя, меня приютившая Русь,
И тебя, моя зыбка — азийское море.

Нет малины на кладбище в той стороне,
Ну а в этой песчаного нет покрывала.
После смерти... — но это не обо мне,
А о той, что ни разу не умирала.


24 декабря 2001, Инна Лиснянская.


Tags: 1899, 19 век, 1919, 1966, 20 век, 2001, 21 век, 24, 24 декабря, Агата Кристи, Валерий Брюсов, Владимир Набоков, Давид Самойлов, Джузеппе Верди, Инна Лиснянская, Максим Горький, Энрико Карузо, декабрь, классика, стихи, стихи нашего времени, упоминания о
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments