Vladimir Azart Владимир Азарт (vazart) wrote,
Vladimir Azart Владимир Азарт
vazart

17 марта. Знаки судьбы

все размещенные здесь стихотворения - о видимых знаках судьбы.

1) сны:

Отворяются двери - там мерцанья,
И за ярким окошком - виденья.
Не знаю - и не скрою незнанья,
Но усну - потекут сновиденья.

В тихом воздухе - тающее, знающее...
Там что-то притаилось и смеется.
Что смеется? Мое ли, вздыхающее,
Мое ли сердце радостно бьется?

Весна ли за окнами - розовая, сонная?
Или это Ясная мне улыбается?
Или только мое сердце влюбленное?
Или только кажется? Или все узнается?


17 марта 1903, Александр Блок




2) линии:
                         О.Э. Мандельштаму

Гибель от женщины. Вот знак
На ладони твоей, юноша.
Долу глаза! Молись! Берегись! Враг
Бдит в полуночи.

Не спасет ни песен
Небесный дар, ни надменнейший вырез губ.
Тем ты и люб,
Что небесен.

Ах, запрокинута твоя голова,
Полузакрыты глаза — что?— пряча.
Ах, запрокинется твоя голова —
Иначе.

Голыми руками возьмут — ретив! упрям!
Криком твоим всю ночь будет край звонок!
Растреплют крылья твои по всем четырем ветрам!
Серафим!— Орленок!

17 марта 1916, Марина Цветаева


3) книги и надписи на них:

Как всегда без пышных фраз
И не сладок как амурик,
Эту книгу я сейчас
Отдаю Вам, милый Рюрик.

В ней покой и тишина,
Зыбь теней и блики света,
Пусть обрадует она
Настоящего поэта.

17 марта 1926 года. Среда. Москва. Николай Минаев. Надпись на книге стихов "Прохлада",  подаренной Рюрику Ивневу.


4) аудиозаписи:

Памяти профессора Браудо


Люди редких профессий редко, но умирают,
уравнивая свой труд с прочими. Землю роют
люди прочих профессий, и родственники назавтра
выглядят, как природа, лишившаяся ихтиозавра.

Март -- черно-белый месяц, и зренье в марте
приспособляется легче к изображенью смерти;
снег, толчея колес, и поднимает ворот
бредущий за фотоснимком, едущим через город.

Голос из телефона за полночь вместо фразы
по проволоке передает как ожерелье слезы;
это -- немой клавир, и на рычаг надавишь,
ибо для этих нот не существует клавиш.

Переводя иглу с гаснущего рыданья,
тикает на стене верхнего "до" свиданья,
в опустевшей квартире, ее тишине на зависть,
крутится в темноте с вечным молчаньем запись.


17 марта 1970, Иосиф Бродский.


Браудо Исайя Александрович, музыкант-органист, ученик А.Б. Гольденвейзера, профессор, скончался в Ленинграде 11 марта 1970 года, ему было 73 года

5) кинопленка

В Москве когда-то был музей кино. Он классику отряхивал от пыли. Его закрыли, так заведено. Я даже знаю, почему закрыли. Должно быть, где-то было решено, что классику пора укрыть от взгляда: пусть люди смотрят новое кино и думают, что это так и надо. Спасаясь от тоски и пустоты, в ближайший мультиплекс идёшь привычно... Сравнишь с Брессоном — думаешь: кранты. А не сравнишь, и думаешь: прилично! Кинопроцесс стремителен и крут. Музей прикрыт, и вход туда заклеен. Конечно, киноманы не умрут, куда-нибудь устроится и Клейман, но всё-таки — для близких и друзей, которым жаль, что старое забыто, — я сделал бы другой киномузей. Его бы я собрал из реквизита.

Там призраки бродили б до зари, там зрители бы старые встречались... Смотреть шедевры тяжко? Не смотри. Хотя бы помни, что они случались. Что я туда включил бы, господа? Мы все из эйзенштейновской утробы: Коляску из «Потёмкина»? О да! Кольчужку взять из «Невского»? Ещё бы? В то время каждый был богатырём, не то что там, в Америке несчастной... Дрезину из «Путевки в жизнь»? Берём! И к ней — кровать — из «Третьей», из «Мещанской».Умели же катарсиса достичь! И умиленье было нам знакомо... Рубашечка, которую Ильич под общий хохот примерял у Ромма... Гитара, под которую Чирков, тогда ещё глядевшийся поджаро, осведомлял окрестных мужиков о приключеньях голубого шара... Крючковский трактор — чем, в конце концов, он так уж плох? Хоть вспомним, как пахали... И каски две – привет от «Двух бойцов», и к ним шаланду, полную кефали. Вот оттепели славное кино, в восторге от свободы небывалой: бревно из «Коммуниста»? — пусть бревно! И белочка из «Журавлей», пожалуй. И Шурика весёлые очки (Демьяненко их больше не примерит), и кепка Гоши (хоть Москва почти слезам не верит, но Меньшову — верит!). Гитара Верещагина: Мотыль сказал киночиновникам «Ужо вам!» — и в «Белом солнце» создал русский стиль, скрестив Ибрагимбекова с Ежовым. Вот киноаппарат, каких уж нет: сломалась ручка, никакого вида... «Служили два товарища» — привет от Дунского, Карелова и Фрида! Плащ Штирлица — ведь Штирлиц помнил долг! Не зря же вся страна его хотела... И — в виде чучела — тамбовский волк, пришедший из «Румянцевского дела».Иного фильма не любил народ, однако мне он близок, как рубаха: вот зеркало Тарковского, а вот — чужие письма (почерк Авербаха)... Украсил бы я стол своей избы приметами рязановского стиля: вот рыба из «Иронии судьбы», пивко из «Берегись автомобиля»... В любой детали явственно сквозит дух времени, все трещины и стыки. И, поглядев на этот реквизит, я чинно перешёл бы к залу «Ники».

Она была недаром рождена в стремительные ельцинские годы, в весёлые и злые времена, что нынче стали символом свободы. Хоть в символы эпохи стыдно лезть, но «Ника» потому не канет в Лету, что крылья у неё, как видим, есть, но клюва и когтей покуда нету. Вот, собственно, такою и была та вольность, оказавшаяся хрупкой. Но делались великие дела — клянусь вам говорухинскою трубкой! Вот эта трубка: жуликам грозя, он ею тыкал в зрителя тревожно и повторял, что эдак жить нельзя (не уточняя, собственно, как можно). Обоих Тодоровских с давних пор российский зритель чтил благоговейно: вот сапоги («Анкор, ещё анкор!»), вот глаз вставной от брата Франкенштейна! Известный Кончаловский-Михалков трудился в это время неуклонно: вот тут — гармонь из «Дома дураков», вот витамины — тоже от Андрона... Миндадзе с Абдрашитовым экран заполнили — и отдадут нескоро: вот из «Магнитных бурь» подъёмный кран, вот автомат из «Времени танцора»... Вот Овчаров, чтоб так он был здоров, глашатай и певец народных истин: свой барабан оставил Овчаров. Любимый шприц оставил Охлобыстин. Полно примет у этих бурных лет, у грабежей, побоев и пожаров: вот воровской чухрайский пистолет, от Хотиненко — пистолет «Макаров»... Муратова, известная добром и чуткостью, сидящею в подкорке, из фильма «Астенический синдром» передала бы баночку икорки... Винтовка из «Войны», с какой чечен спасался от погони бестолковой... Из «Возвращенья» ящик чёрт-те с чем, а из «Своих» — передник Михалковой. А чтобы это дело докрутить до, например, масштабов Церетели — машину Хрусталёва прикатить и паровоз, на коем улетели рязановские старцы в небеса. Ещё бы из «Звезды» добавить пушку, и, чтоб уж вовсе дыбом волоса, над этим всем пустить летать «Кукушку».

Застыл бы в страхе зритель-ротозей, не отводя восторженного взгляда. Вот это был бы истинный музей, вот это бы была гусманиада! Хотя неясно было бы одно: ведь сколько паровозов ни свези там — но где же наше новое кино? Каким его представят реквизитом? Есть, есть резервы. «Белые столбы» пополнятся толпой шедевров скоро. Вот, скажем, из «Дозора» — мел судьбы. Вот «Старый мельник» -- тоже из «Дозора». Налево — «Бумер». Справа — «Бумер-два». Футбольный мяч: «Гарпастум» — это сила. Вот фиксы золотые: их братва из «Жмурок» балабановских носила. В России торжествует новый стиль, о коем спорят критики до рвоты: вот из «Богини» ванна и бутыль, вот член пластитный из «Девятой роты»...

Короче, есть российское кино. Преодолев чернуху и клубнику, безденежье и много прочих «Но» — вползло оно в очередную «Нику». Наверное, нам будет что смотреть, хотя в умах ещё гуляет смута. И, может статься, четверть или треть из этого запомнится кому-то.


"Короче,есть российское кино", Дмитрий Быков, прочитано Михаилом Ефремовым на церемонии вручения XIX Национальной кинематографической премии России "Ника" 17 марта 2006 года.

Tags: 17, 17 марта, 1903, 1916, 1926, 1970, 20 век, 2006, 21 век, Александр Блок, Дмитрий Быков, Иосиф Бродский, Марина Цветаева, Николай Минаев, классика, март, стихи, стихи нашего времени
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments