?

Log in

No account? Create an account
I am

vazart


Блог Владимира Азарта

Каждый день творения


Previous Entry Share Next Entry
17 июня. Дети и детища Октября
I am
vazart
...Плыл туман
     за ледяной горою,
И земля осталась
       в стороне.
Но лицом
доподлинных
         героев
Обернулись
  путники
       к стране.
В южный зной
    и в северную
              вьюгу,
Вековую
тьму
   растеребя,
Так вот выглядят
        на Севере,
              на Юге
Подлинные
   дети
      Октября!


17 июня 1934, «Дети Октября», Иосиф Уткин.


В июньские дни 1934 года страна чествовала героев "челюскинцев": 15 июня вышло постановление о награждении участников зимовки и спасательной экспедиции, а 19 июня в Москве им была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и жителями столицы, в честь которой над Красной площадью пролетел на то время самый большой в мире самолет с сухопутным шасси АНТ-20 "Максим Горький".



Об этом самолёте расскажу сегодня подробнее,

ведь именно 17 июня 1934 его впервые поднял в воздух знаменитый лётчик-испытатель Михаил Громов. В том же году Громов и испытатель Николай Журов установили не нём два мировых рекорда, подняв грузы массой 10 и 15 тонн на высоту 5000 м. На "Максиме Горьком" во время визита в СССР совершил полёт Антуан де Сент-Экзюпери. Но не прошло и года, как этого гиганта советской авиации постигла трагедия.



18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт, после которого планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью им. Горького. Лётчик ЦАГИ Н.С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И.В. Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н. П. Благина. Оператор Щекутьев осуществлял с Р-5 киносъёмку полета. Перед Н. П. Благиным стояла другая задача: по замыслу кинодокументалистов, он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах.

Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Но полёт приобрёл угрожающий характер: Благин на истребителе начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. Благин бросил свой истребитель в короткое пике за хвостом «Максима Горького», пронёсся под его фюзеляжем и, оказавшись впереди, круто рванул ручку управления на себя, намереваясь описать вокруг гиганта мёртвую петлю. В верхней точке самолёт завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывающий под ним АНТ-20.



Истребитель Благина врезался в средний мотор, выбил его ударом. Тот отвалился и упал вниз, а машина Благина застряла в образовавшемся рваном отверстии крыла. Воздушный гигант этот страшный таран выдержал. Не исключено, что Михеев с Журовым посадили бы его, если бы у И-5 не оторвалась хвостовая часть, которая нанесла второй, уже смертельный удар по «Максиму Горькому», врезавшись в органы управления. Он медленно завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться в небе. Через несколько секунд прогремел страшный взрыв, и самолёт рухнул на дачный посёлок Сокол. Погибло 49 человек, в том числе Благин, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей. Киносъёмка катастрофы исчезла (возможно, находится в засекреченных материалах дела).

В наши дни считается, что наиболее правдивая версия крушения состоит в том, что Благину приказали совершить заведомо недопустимые фигуры высшего пилотажа, но из-за малой скорости он сорвался в «штопор». Незадолго до этого Сталину демонстрировали зарубежную кинохронику с исполнением авиационных трюков, которые были популярны в те годы, и таким образом возникла идея сделать нечто подобное с участием самолета «Максим Горький».

Следствие, проведённое сотрудниками НКВД, выяснило, что за 1—1,5 часа до полёта с лётчиками, участвующими в пролёте с «Максимом Горьким», встретились работники кинофабрики военно-учебных фильмов В. Г. Ряжский и А. А. Пуллин. С санкции высшего руководства ВВС они настояли на изменении сценария полёта, и лётчики, без ведома руководителя полёта и непосредственных начальников, были вынуждены согласиться. Цель кинодокументалистов — обеспечить съёмки воздушных фигур пилотажа рядом с «Максимом Горьким» для агитационной работы. После трагедии Ряжский и Пуллин были осуждены.

После крушения АНТ-20 было решено построить второй, улучшенный экземпляр. Была убрана тандемная установка, и восемь М-34ФРН заменены на шесть М-34ФРНВ мощностью 1000/1200 л. с. Постройка нового самолёта завершилась в 1938 году, испытывал его также Михаил Громов.

В 1940—1941 гг. этот самолёт под маркой ПС-124 (Л-760) использовался как пассажирский на линии Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды. После начала войны его использовали для перевозки грузов в тылу. 14 декабря 1942 года он разбился при посадке в 60 км от Ташкента, налетав 272 часа. Планировалось построить ещё 18 самолётов АНТ-20 бис, однако ни он, ни АНТ-20 так и не были пущены в серию.

История крушения почерпана из Википедии.