Vladimir Azart Владимир Азарт (vazart) wrote,
Vladimir Azart Владимир Азарт
vazart

Categories:

17 июня. Дети и детища Октября

...Плыл туман
     за ледяной горою,
И земля осталась
       в стороне.
Но лицом
доподлинных
         героев
Обернулись
  путники
       к стране.
В южный зной
    и в северную
              вьюгу,
Вековую
тьму
   растеребя,
Так вот выглядят
        на Севере,
              на Юге
Подлинные
   дети
      Октября!


17 июня 1934, «Дети Октября», Иосиф Уткин.


В июньские дни 1934 года страна чествовала героев "челюскинцев": 15 июня вышло постановление о награждении участников зимовки и спасательной экспедиции, а 19 июня в Москве им была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и жителями столицы, в честь которой над Красной площадью пролетел на то время самый большой в мире самолет с сухопутным шасси АНТ-20 "Максим Горький".



Об этом самолёте расскажу сегодня подробнее,

ведь именно 17 июня 1934 его впервые поднял в воздух знаменитый лётчик-испытатель Михаил Громов. В том же году Громов и испытатель Николай Журов установили не нём два мировых рекорда, подняв грузы массой 10 и 15 тонн на высоту 5000 м. На "Максиме Горьком" во время визита в СССР совершил полёт Антуан де Сент-Экзюпери. Но не прошло и года, как этого гиганта советской авиации постигла трагедия.



18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт, после которого планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью им. Горького. Лётчик ЦАГИ Н.С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И.В. Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н. П. Благина. Оператор Щекутьев осуществлял с Р-5 киносъёмку полета. Перед Н. П. Благиным стояла другая задача: по замыслу кинодокументалистов, он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах.

Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Но полёт приобрёл угрожающий характер: Благин на истребителе начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. Благин бросил свой истребитель в короткое пике за хвостом «Максима Горького», пронёсся под его фюзеляжем и, оказавшись впереди, круто рванул ручку управления на себя, намереваясь описать вокруг гиганта мёртвую петлю. В верхней точке самолёт завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывающий под ним АНТ-20.



Истребитель Благина врезался в средний мотор, выбил его ударом. Тот отвалился и упал вниз, а машина Благина застряла в образовавшемся рваном отверстии крыла. Воздушный гигант этот страшный таран выдержал. Не исключено, что Михеев с Журовым посадили бы его, если бы у И-5 не оторвалась хвостовая часть, которая нанесла второй, уже смертельный удар по «Максиму Горькому», врезавшись в органы управления. Он медленно завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться в небе. Через несколько секунд прогремел страшный взрыв, и самолёт рухнул на дачный посёлок Сокол. Погибло 49 человек, в том числе Благин, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей. Киносъёмка катастрофы исчезла (возможно, находится в засекреченных материалах дела).

В наши дни считается, что наиболее правдивая версия крушения состоит в том, что Благину приказали совершить заведомо недопустимые фигуры высшего пилотажа, но из-за малой скорости он сорвался в «штопор». Незадолго до этого Сталину демонстрировали зарубежную кинохронику с исполнением авиационных трюков, которые были популярны в те годы, и таким образом возникла идея сделать нечто подобное с участием самолета «Максим Горький».

Следствие, проведённое сотрудниками НКВД, выяснило, что за 1—1,5 часа до полёта с лётчиками, участвующими в пролёте с «Максимом Горьким», встретились работники кинофабрики военно-учебных фильмов В. Г. Ряжский и А. А. Пуллин. С санкции высшего руководства ВВС они настояли на изменении сценария полёта, и лётчики, без ведома руководителя полёта и непосредственных начальников, были вынуждены согласиться. Цель кинодокументалистов — обеспечить съёмки воздушных фигур пилотажа рядом с «Максимом Горьким» для агитационной работы. После трагедии Ряжский и Пуллин были осуждены.

После крушения АНТ-20 было решено построить второй, улучшенный экземпляр. Была убрана тандемная установка, и восемь М-34ФРН заменены на шесть М-34ФРНВ мощностью 1000/1200 л. с. Постройка нового самолёта завершилась в 1938 году, испытывал его также Михаил Громов.

В 1940—1941 гг. этот самолёт под маркой ПС-124 (Л-760) использовался как пассажирский на линии Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды. После начала войны его использовали для перевозки грузов в тылу. 14 декабря 1942 года он разбился при посадке в 60 км от Ташкента, налетав 272 часа. Планировалось построить ещё 18 самолётов АНТ-20 бис, однако ни он, ни АНТ-20 так и не были пущены в серию.

История крушения почерпана из Википедии.
Tags: 17, 17 июня, 20 век, Иосиф Уткин, авиация, июнь, стихи, стихи и фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments