Vladimir Azart Владимир Азарт (vazart) wrote,
Vladimir Azart Владимир Азарт
vazart

Categories:

13 мая. Белла Ахмадулина и

ДОМ С БАШНЕЙ

Изображение
"Дача Вырубовой", март 2014 г., фото В. Мудрова Источник фото.

Луны ещё не вдосталь, а заря ведь
уже сошла – откуда взялся свет?
Сеть гамака ужасная зияет.
Ах, это май: о тьме и речи нет.


Дом выспренний на берегу залива.
В саду – гамак. Всё упустила сеть,
но не пуста: игриво и лениво
в ней дней былых полёживает смерть.

Бывало, в ней покачивалась дрёма
и упадал том Стриндберга из рук.
Но я о доме. Описанье дома
нельзя построить наобум и вдруг.

Проект: осанку вычурного замка
венчают башни шпиль и витражи.
Красавица была его хозяйка.
– Мой ангел, пожелай и прикажи.

Поверх кустов сирени и малины —
балкон с пространным видом на залив.
Всё гости, фейерверки, именины.
В тот майский день молился ль кто за них?

Сооруженье: вместе дом и остров
для мыслящих гребцов средь моря зла.
Здесь именитый возвещал философ
(он и поэт): – Так больше жить нельзя!

Какие ночи были здесь! Однако
хозяев нет. Быть дома ночью – вздор.
Пора бы знать: «Бродячая собака»
лишь поздним утром их отпустит в дом.

Замечу: знаменитого подвала
таинственная гостья лишь одна
навряд ли здесь хотя бы раз бывала,
иль раз была – но боле никогда.

Покой и прелесть утреннего часа.
Красотка-финка самовар внесла.
И гимназист, отрекшийся отчая,
всех пристыдил: – Так больше жить нельзя!

В устройстве дома – вольного абсурда
черты отрадны. Запределен бред
предположенья: вдруг уйти отсюда.
Зачем? А дом? А башня? А крокет?

Балы, спектакли, чаепитья, пренья.
Коса, румянец, хрупкость, кисея —
и голосок, отвлёкшийся от пенья,
расплакался: – Так больше жить нельзя!

Влюблялись, всё смеялись, и стрелялись
нередко, страстно ждали новостей.
Дом с башней ныне – робкий постоялец,
чудак-изгой на родине своей.

Нет никого. Ужель и тот покойник —
незнаемый, тот, чей гамак дыряв,
к сосне прибивший ржавый рукомойник,
заткнувший щели в окнах и дверях?

Хоть не темнеет, а светает рано.
Лет дому сколько? Менее, чем сто.
Какая жизнь в нём сильная играла!
Где это всё? Да было ль это всё?

Я полюбила дом, и водостока
резной узор, и, более всего,
со шпилем башню и цветные стёкла.
Каков мой цвет сквозь каждое стекло?

Мне кажется, и дом меня приметил.
Войду в залив, на камне постою.
Дом снова жив, одушевлён и светел.
Я вижу дом, гостей, детей, семью.

Из кухни в погреб золотистой финки
так весел промельк! Как она мила!
И нет беды печальней детской свинки,
всех ужаснувшей, – да и та прошла.

Так я играю с домом и заливом.
Я занята лишь этим пустяком.
Над их ко мне пристрастием взаимным
смеётся кто-то за цветным стеклом.

Как всё сошлось! Та самая погода,
и тот же тост: – Так больше жить нельзя!
Всего лишь май двенадцатого года:
ждут Сапунова к ужину не зря.


12–13 мая 1985, Репино.

Примечания.
В стихотворении описан дом "дачи Вырубовой" в Уусикюля/Новой Деревне Куоккалы/Репино.
Дача находится на границе поселков Репино и Комарово, прямо на берегу Финского залива, недалеко от Дома творчества композиторов. В 2005 году дом был отреставрирован и в нем разместился ресторан «Наша Дача». В народе дом давно называют «дачей Вырубовой», так как именно на эту дачу бывшая фрейлина императрицы А. А. Танеева-Вырубова нелегально бежала с матерью из Петрограда по льду Финского залива в январе 1921 года и прожила здесь до 1925 года, пока местное начальство не выселило ее в Выборг.
В советское время дача относилась к Дому творчества композиторов и в ней, как правило, селили музыковедов, которым не были нужны музыкальные инструменты, как это было в небольших коттеджах на основной территории Дома творчества. В даче было оборудовано 6 номеров и столовая, еду в которую приносили из основной столовой, через шоссе. Белла Ахадулина несколько раз отдыхала в Доме творчества композиторов с 1985 по 1991 годы.

Николай Николаевич Сапунов (17 [29] декабря 1880, Москва — 14 [27] июня 1912, Териоки под Санкт-Петербургом) — русский живописец и театральный художник.
Сапунов. "Натюрморт с цветами", 1912 г. (Русский музей)


Сапунов любил рассказывать, что ему нагадали смерть в воде. Он погиб во время лодочной прогулки в Териоках июньским вечером 1912 года. Четверо женщин, Сапунов и поэт Михаил Кузмин на утлой лодке вышли в туман белой ночи, все более удаляясь от берега. Гребли женщины. У Сапунова в кармане оказалась бутылка шведского пунша, из которой он пил сам и угощал остальных. Кузмин читал стихи. Наконец, женщины устали грести и решили поменяться местами. Перегруженная лодка перевернулась, художник утонул, а остальные пассажиры были спасены подоспевшим на крики финским рыбаком. Из дневника Михаила Кузмина:
Решили поехать кататьcя. Насилу достали лодку. Море — как молоко. Было неплохо, но когда я менялся местами с княжною, она свалилась, я за нею, и все в воду. Погружаясь, я думал: «Неужели это смерть?» Выплыли со стонами. Кричать начали не тотчас. Сапунов говорит: «Я плавать-то не умею», уцепился за Яковлеву, стянул её и опять лодка перевернулась, тут Сапунов потонул. Лодка кувыркалась раз шесть. Крик, отчаянье от смерти Сапунова, крики принцессы* и Яковлевой — ужас, ужас. Море пусто. Наконец Яковлева увидала лодку. Ещё минуты две, и мы бы погибли. Держались минут 20-25. Выволок матрос нас, как поросят.





* принцесса - молодая актриса Белла Назарбек (Елена Назарбекян), в которую Сапунов был влюблен.




Сапунов "Натюрморт с автопортретом (1907)". Автопортрет - справа вверху.

Tags: 13, 13 мая, 1912, 1985, 20 век, Белла Ахмадулина, Николай Сапунов, май, стихи, стихи и картина, стихи нашегот времени, художник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments