Vladimir Azart Владимир Азарт (vazart) wrote,
Vladimir Azart Владимир Азарт
vazart

Categories:

16 июля. Столетние тексты

БЕСПОЛЕЗНАЯ КРАСОТА

Если бы не боязнь прослыть бездельником, я бы мог целыми часами простаивать на модных площадях или без конца сидеть где-нибудь на уединенной скамейке Люксембургского сада — и слушать шум городских фонтанов. Ибо нет красоты более бесполезной и, значит, более очаровательной.

Снуют автомобили, грохочут автобусы, мчится трамвай, десятки, сотни тысяч потных, раскрасневшихся, совершенно замученных людей с остановившимися, мутными глазами, выпученными, как у выброшенных на берег рыб, несутся неизвестно куда, спешат, неизвестно зачем, с пакетами, с газетами, с зонтами—от дождя, с веерами от жары и с учащенно бьющимися сердцами, из которых каждое может разорваться тут же, сейчас же, на виду у всей этой беспомощной, бессмысленной и обреченной толпы, которая живет только из страха смерти, и торопится, обгоняет друг друга, задыхается и спешит, ибо больше всего боится жизни.

И только городские фонтаны, прохладные, мерные, бьющие прямо из земли, расточают себя без конца и без цели—струею кипящей, звенящей и светлой. Тяжелые крупы прядающих коней, нагие груди легкой Нереиды, зелено-бронзовый Тритон и мраморная армия амуров, влажных и смешливых,— их сплел, сопряг, соединил в одно бассейн гранитный, в который падает и падает вода. Она взлетает вверх и силой каждой капли влечется вниз опять, чтоб самое себя растратить, разметать и расточить и вновь подняться вверх в слиянии новых взлетов. И нет вокруг машинных приводов, колес, турбин, насосов или кранов.

Вода шумит, бежит, стекает, моет гривы вздыбленных коней — из мрамора, из бронзы, из гранита. И если слушать долго и недвижно, то в мерном шуме можно различить скользящий ямб, законченный хорей, послушный дактиль, женскую цезуру и смену ритмов, вовсе не открытых. Один фонтан на площади Конкорда бросает к небу столько сочетаний и столько строф, и строф чередований, что все гекзаметры Овидиевых книг, стихи Корнеля и романсы Гейне,— когда бы в них была вода, конечно,—собой бассейн наполнить не могли б...

Но, увы! я не какой-нибудь бездельник, чтобы в самый разгар суетливого дня наслаждаться шумом городских фонтанов. С газетой под мышкой я торопливо прохожу мимо, втискиваюсь в разгоряченную толпу, сливаюсь с ней, проваливаюсь под землю, и вот уже несет меня электрический поезд, и какой-то упрямый и лысый Тритон наступает мне на ногу, и неумеренный бюст размалеванной Нереиды теснит меня все больше и больше, и я вижу только крупные капли человеческого пота, которые стекают по измученным лицам, с глазами, выпученными, как у рыб, выброшенных на песок.


1920, Дон-Аминадо


Впервые: Последние новости (Париж) от 16 июля 1920.
Tags: 16, 16 июля, 1920, 20 век, Дон-Аминадо, июль, тексты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments