Vladimir Azart Владимир Азарт (vazart) wrote,
Vladimir Azart Владимир Азарт
vazart

Наше достояние

Два последних года моей жизни – время исполнения желаний. Желание увидеть архитектурные красоты русской древности зародилось еще в детстве, этому очень способствовали книги, которые я тогда читала. Вот одна из них : С.М. Голицын «Сказания о белых камнях».
Книгу можно скачать в сети
Книга произвела на меня глубокое впечатление, оно сохранилось и до нынешних лет. Так искренне, душой и сердцем любил Голицын древнерусское искусство, что не откликнуться на эту любовь оказалось просто невозможным. Некоторое время назад мы познакомились с жемчужиной русского зодчества, храмом Покрова на Нерли, а этим летом побывали в небольшом русском городке Юрьеве-Польском. Город основан в 1152 году Юрием Долгоруким, по имени основателя и назван. А вторая часть – Польской (сейчас чаще пишут Польский, это же официальное название) – от слова «поле», отражает расположение города на суздальском Ополье.
Отец-основатель города
Маленький городок владимирской области (население не превышает 20 000 человек) славен своими архитектурными памятниками, лучший из них – Георгиевский собор. Строительство его завершилось к 1234 году, во времена правления князя Святослава, сына Всеволода Большое Гнездо. Тогда собор стоял в центре крепости, от которой сейчас остались только валы, когда-то достигавшие семиметровой высоты. Все крепостные сооружения (деревянные стены в том числе) давно разрушены. Итак, продолжу о Георгиевском соборе.
В таком виде собор дошел до нас
Завершение его строительства было ознаменовано такой вот летописной записью: ««Благоверный князь Святослав Всеволодичь сверши церковь в Юрьеве святаго мученика Георгия и украси ю». И еще: «…церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». Украшали храм резьбой по белому камню две артели мастеров, у каждого из которых был свой творческий почерк. Одна артель – 12 мастеров - вырезала фигуры-горельефы, а другая, численностью примерно в 20 человек – высекала растительный орнамент. Мы не знаем, что за люди были эти мастера, но весьма возможно, что были они знакомы с "Поучением Владимира Мономаха". Там есть такие замечательные слова :«Велий еси, господи, и чюдна дела твоя, никак не разумъ человеческъ не можетъ исповедати чюдес твоихъ; — и пакы речемъ: велий еси, господи, и чюдна дела твоя, и благословено и хвално имя твое в векы и по всей земли». Иже кто не похвалить, ни прославляеть силы твоея и твоих великых чюдес и доброт, устроеных на семь свете: како небо устроено, како ли солнце, како ли луна, како ли звезды, и там, и свет, и земля на водах положена, господи, твоимъ промыслом! Зверье разноличнии, и птица и рыбы украшено твоимъ промыслом, господи! И сему чюду дивуемъся, како от персти создавъ человека, како образи разноличнии въ человечьскыхъ лицих, — аще и весь миръ совокупить, не вси въ одинъ образ, но кый же своимъ лиць образом, по божии мудрости. И сему ся подивуемы, како птица небесныя изъ ирья идутъ, и первое, въ наши руце, и не ставятся на одиной земли, но и сильныя и худыя идуть по всемъ землямъ, божиимь повеленьемь, да наполнятся леей и поля. Все же то далъ богъ на угодье человекомъ, на снедь, на веселье. Велика, господи, милость твоя на нас, иже та угодья створилъ еси человека деля грешна. И ты же птице небесныя умудрены тобою, господи; егда повелиши, то вспоють, и человекы веселять тобе; и егда же не повелиши имъ, языкъ же имеюще онемеють. А благословенъ еси, господи, и хваленъ зело! Всяка чюдеса и ты доброты створивъ и зделавъ". Белокаменная резьба и выглядит словно гимн земному изобилию (сотворенному Господом)! Камнерезцы высекали изображения заморских зверей и птиц, головы женские и львиные, цветы, стебли и листья разнообразных растений. Это, так сказать, земная часть настенного художества.
Белокаменная красота
. А есть еще и духовная, напоминающая о другом ,невидимом, мире. Работу резчиков курировал монах, отряженный епископом Митрофаном и хорошо знавший Библию и Евангелие, знавший, как положено изображать каждый церковный праздник, каждое событие церковной истории.
Чин святых на стенах собора
И высекали мастера Христа и Богоматерь, многочисленных святых, в том числе и Георгия Победоносца, небесного патрона Юрия Долгорукого. Есть на соборных стенах и изображение князя Святослава Всеволодовича. Запечатлены были на фасадах и целые композиции: «Преображение», «Троица» и «Семь отроков эфесских» на западном фасаде, «Распятие», «Три отрока в пещи огненной» и «Даниил во рву львином» на северном, «Вознесение», «Богоматерь Оранта» и «Вознесение Александра Македонского» на южном фасаде.
Георгий Победоносец
Простоял собор два столетия, а в XV верх собора обрушился… Случилось это во времена правления московского князя Ивана III (деда Ивана Грозного), на восстановление храма из Москвы отправилась артель под руководством Василия Дмитриевича Ермолина, богатого московского купца и строительного подрядчика, а возможно, и архитектора. Восстановить собор в первоначальном варианте оказалось невозможно, часть обрушенных камней была заложена в стены с сохранением прежнего композиционного замысла, а часть – хаотично. Собор потерял свой облик, уменьшился в высоту примерно на треть. В домах и на чердаках, а то и на огородах местных жителей вплоть до середины XX века краеведы находили камни с резьбой. Сейчас эти фрагменты соборных стен представлены в экспозиции во внутреннем помещении храма. После восстановления к собору пристраивали колокольню и разные приделы, а потом их же аннулировали. В результате сейчас мы видим его таким, каким подняли его мастера из обрушенных стен в 1471 году. И он прекрасен, он теплый и радостный! Такого резного великолепия нигде больше увидеть нельзя! Крупные композиции и изображения святых связаны причудливым узором рельефных зверей, птиц и чудищ и плоскостным растительным орнаментом. Священные и сказочные сюжеты в этом огромном каменном ковре так тесно переплелись между собой, что составляют единое целое и производят очень сильное впечатление.
Фрагмент стены
Китоврас - сказочное существо, человек с львиным туловищем. Помогал библейскому царю Соломону строить храм, притом бесшумно. В одной руке - булава, в другой - заяц.
Китоврас
Вообще, посмотрите, какое разнообразие персонажей на стенах собора! Христианские святые и Александр Македонский, богоматерь Оранта и старозаветный пророк Даниил, Китоврас - даже не библейское, а мифологическое существо, невиданные звери и птицы (например, львы с хвостами, из которых вырастают райские кущи) и даже слон, единственное изображение на стене православного храма! Похоже, что жестких религиозных ограничений и условностей было значительно меньше, чем сейчас, и человек чувствовал себя более свободным в своих отношениях с миром, и в религиозном творчестве в том числе. (продолжение следует...)
Tags: «Сказания о белых камнях», Сергей Голицын, Юрьев-Польский, книги нашего времени, мои любимые города
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments