Vladimir Azart Владимир Азарт (vazart) wrote,
Vladimir Azart Владимир Азарт
vazart

Categories:

По следу Тимофея Медведева

Недавно я писала о Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском, поистине жемчужине древнерусской архитектуры. Надеюсь, что собор простоит еще долгие годы, и наши потомки будут восхищаться дивной белокаменной резьбой на его стенах.

К сожалению, внутренняя роспись храма пострадала от времени значительно больше, чем внешнее его оформление. Творения древнерусских резчиков настолько овладели нашим вниманием, что вскользь услышанное имя автора фресок - Тимофей Медведев – мелькнуло и тут же забылось. Но все имеет свое продолжение…

В минувшие выходные мы отправились в древний русский город Углич. О тихой прелести русской провинции напишу позднее, а сейчас хочу остановиться на описании угличского Спасо-Преображенского собора, и вот почему.             

Доска на стене собора
Спасо-Преображенский собор
Росписи в этом храме тоже были сделаны артелью Медведева, и сохранились значительно лучше, чем в Юрьеве. Так что, видимо, пришло время рассказать о незаурядном русском крепостном художнике Тимофее Медведеве.Но сначала – о самом соборе и его истории. Он стоит на территории Угличского Кремля (понятие Кремль в Угличе чисто условно, деревянные крепостные стены и валы не сохранились). Тот собор, что мы видим сейчас – далеко не первый храм, выстроенный на этом месте.
Пятиглавый собор
Первое строение, небольшая деревянная церковь, появилась в
XIII веке, а в конце XV, во времена расцвета Углича, при князе Андрее Большом (брат Ивана III, деда Ивана Грозного) был сооружен большой каменный собор. Впоследствии этому храму довелось стать свидетелем драматических событий, начавшихся с гибели в Угличе царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Тело царевича первоначально было похоронено в Спасо-Преображенском соборе (1591 год), а в 1606 году его перевезли в Москву. Ныне оно покоится в Архангельском соборе московского Кремля. В 1611 году, во время осады поляками Углича, горожане схоронились в соборе. Однако враги ворвались внутрь здания, перебили жителей и подожгли собор. После пожара собор был восстановлен, но в конце XVII века возникла необходимость постройки нового собора, так как прежний обветшал и стены его были в трещинах. С разрешения Петра I началось строительство нового храма, который и был освящен в 1706 году. Это здание, с некоторыми переделками, мы видим и сейчас. Видимо, собор XV века занимал большую площадь, судя по данным археологических раскопов. Но и в нынешнем виде собор достаточно интересен.
 В храме

Большой бесстолпный зал перекрыт сомкнутым сводом. Это создает ощущение простора и определенной целостности. Вообще такое ощущение, что находишься внутри правильно организованного пространства (ширина помещения собора – 14 метров, высота – 17). В 1809-1811 годах собор был расписан артелью Тимофея Медведева, крепостного художника из села Тейкова (тогда – Владимирской губернии, а ныне – Ивановской области). Из исповедальных книг церкви Живоначальной Троицы в селе Тейково известно, что родился он в 1776 году. Семья крепостных была приписана к селу, владельцы которого сменяли один другого на протяжении жизни художника. Жизнь художника и его творчество изучены недостаточно полно, не каждая статья с упоминанием его имени содержит сведения о дате рождения, из чего я сделала вывод, что информация о точной дате этого события была получена и обнародована недавно. И это неудивительно, степень сохранности гражданских архивов Ивановской области достаточно высока, недавно мой знакомый смог восстановить свою родословную вплоть до XVII или XVIII века, пользуясь записями в метрических книгах. Всюду Тимофей (Алексеевич, как бы мы его называли сейчас) Медведев назван крепостным художником. Какие права и обязанности имели крепостные в бытность Медведева, я не знаю. Он был приписан к Тейкову, но значительную часть жизни провел, работая в разных городах Российской империи. Возглавлял художественную артель. Более 10 лет прожил в Угличе, расписал здесь несколько храмов, к одному из которых была приписана его семья. Работал в городах и селениях владимирской и ярославской губерний, в Санкт-Петербурге. То есть пользовался определенной степенью свободы. Несомненно, художник получил образование. Предполагают, что живописи учился он у мастеров в своем селении, а потом, вероятно, и у столичных художников. Сохранилась его записка «О предназначении стенного писания», составленная для одного из заказчиков. В документе отмечено, что росписи должны быть исполнены «самою лутшею сырною работою как в Ярославле». Договор на роспись Спасо-Преображенского собора был заключен с угличскими купцами А.В. и Д.В. Кожевниковыми, А.К. Вороновым, М.И. Зиминым и городским головой А.М. Бовыкиным на «59 живописных штук, исполненных самым лучшим рисунком и кунштом». Программа росписи была составлена Медведевым с участием соборного протоиерея Николая Верещагина. Медведев был знаком с тенденциями религиозной живописи в России, ему известны были работы художников итальянского Возрождения, он использовал их сюжет, а иногда и буквально копировал. Главная храмовая композиция – «Преображение» - расположена на северной стене, эта копия с одноименной картины Рафаэля.


Преображение

В росписи собора умело использованы объем и особенности пространства, на стенах достаточно органично смотрятся изображения колонн, портиков, золоченых карнизов в сочетании с композициями аллегорических фигур и церковных атрибутов.
Правая сторона
Тремя рядами расположены клейма, иллюстрирующие разные евангельские сюжеты. Некоторые клейма имитируют скульптурный рельеф на кобальтовом фоне. Это – особая техника, известная в Европе, называемая гризайль (гризаль).


Гризаль

Несмотря на некоторую помпезность росписи, обстановка в храме очень приятная, домашняя. Многие прихожане сидели на скамьях, расположенных вдоль стен, чувствовалось, что они пришли сюда не на полчаса. И то, что место намоленное, очень ощущается, все заботы и тревоги дня растворяются в невидимом свете, остается тихая радость и ощущение сопричастности к чему-то большему. А это значит, что все труды и вдохновение старых мастеров живут и ныне, доставляя светлые переживания потомкам.

Tags: 2 сентября, Спасо-Преображенский собор, Тимофей Медведев, Углич, гризайль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments