Vladimir Azart Владимир Азарт (vazart) wrote,
Vladimir Azart Владимир Азарт
vazart

Categories:

КОКТЕБЕЛЬСКИЕ КАМЕШКИ Новой

Оригинал взят у novayagazeta в «КОКТЕБЕЛЬСКИЕ КАМЕШКИ» продолжают IV ДОКФЕСТ на сайте «Новой»
Автор сценария: Одельша Агишев
Режиссер: Андрей Осипов
Оператор: Иван Алферов
Продюсеры: Михаил Гридин, Иван Твердовский
Производство: ООО «Точка зрения»
Время: 90 мин.
Год: 2014.

Приз Государственного архива  кинофотодокументов в номинации «Фильм, достойный государственного хранения» на 25-ом Открытом фестивале документального кино «РОССИЯ»,  Приз «Сталкер» за лучший документальный фильм.

Коктебель в Крыму называют Страной голубых вершин. Это рассказ о тех, кто открыл и прославил Коктебель как страну вершин духа, взлетов творчества, как один из животворных родников российской культуры.

Андрей Осипов снимает литературоцентричное кино об утраченном «серебряном шаре», мире  Максимилиана Волошина, Андрея Белого, Марины Цветаевой… «Коктебельские камушки» — портрет Серебряного века, обжившего разноцветный берег в тихой бухте в эпоху грандиозных громокипящих перемен. Вергилием для путешествия сквозь ад времени к порогу утерянного рая становится Мария Николаевна Изоргина, близкий друг семьи Волошиных. Картины минувшего отражаются в большом, вросшем в песок зеркале на берегу залива. В «ленте смутных отражений» возникают лица и голоса Волошиных, Брюсова, Андрея Белого, Всеволода Иванова, Алексея Толстого. Мария Николаевна нелицеприятна. Обитатели театрализованного «крымского рая» для нее — не тени прошлого, а гости, только что вставшие из-за чайного стола.



Двумя штрихами она набрасывает портрет «вождя эротизма Брюсова»… с чертами простолюдина. «Председателя земного шара» и матерщинника Александра Грина. Она вспоминает, как предрек собственную смерть от солнечных стрел некоронованный король символизма Андрей Белый… погибший от солнечного удара.


Ее воспоминания, словно цветные камешки с коктебельского пляжа, нанизываются на невидимую леску, стягивающую обрывки воспоминаний в вечный сюжет о потерянном рае.

Дом Волошина — место притяжения, центр паломничества для поколений художников и поэтов. «Чем будем кормить этих обормотов?» — спрашивала  многоликого волшебника Волошина его мама, решительная Елена Оттобальдовна. «Стихами, мама», — отвечал «рапсод гомеровских времен».

Большое интервью с 90-летней Изоргиной Андрей Осипов снял в 1996-м: «Я как-то просматривал эту пленку и подумал, что через вот этот разговор можно не просто заглянуть в прошлое. В ее словах есть ответы о сегодняшнем дне: как нам жить, как нам чувствовать, как нам существовать в таком сложном, противоречивом, жестком мире». Большая часть фильма — картины минувшего: фотографии, хроника, стихи. Повествование в «Коктебельских камешках» начинается с конца 19 века, когда поселение было только-только основано Эдуардом Юнге, и продолжается до второй половины 20 века, жизни в этом месте искусствоведа Александра Габричевского. Современность остается за кадром. Все-таки для Коктебеля истинно настоящим был и есть — тот самый Серебряный век нашей литературы.

Из рецензии на фильм: «…режиссер выступает в роли этакого сфинкса, преподносящего зрителю любопытную загадку: «А почему Коктебель? Почему именно сюда тянуло всех этих известных нам людей?». Живописные окрестности, отличное месторасположение, отсутствие любопытных глаз? И да, и нет».

СМОТРЕТЬ


Tags: 2015, 6, 6 января, Крым, Максимилиан Волошин, кино нашего времени, стихи в кино, январь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments